Откуда пришел обычай отмечать Новый год?

        Новый год стал традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. Обычай праздновать Новый год впервые родился в Месопотамии (Двуречье) по меньшей мере 25 веков назад. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти отмечалось в течение аж 12 дней шествиями, карнавалами и маскарадами. В это время запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Клинописные глиняные таблички рассказывают, что это были дни "необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина". Само слово КАРНАВАЛ, кстати, в переводе с вавилонского означает "корабль-море" и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера). Иудеи, находившиеся в вавилонском плену во время правления Навуходоносора позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию. В этом мифе истоки христианского предания о Георгии, побеждающем дракона (Вот видите! Даже Георгий Победоносец имеет некоторое отношение к празднованию Нового года!). Затем, родившаяся в Вавилоне традиция новогоднего празднования перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы.

Как встречали Новый год в прошлом

     В Древнем Египте Новый Год праздновался примерно в конце сентября во время разлива реки Нил. Разлив Нила - самое важное событие в Египте, без которого невозможно выращивать зерновые культуры в пустыне. В Новый Год статуи бога Амона, его жены – Мут и сына Гора ставили в лодку. В течение целого месяца сопровождаемая пением, танцами и весельем, эта лодка плавала по Нилу, а затем статуи заносили обратно в храм.

        В Древнем Вавилоне (территория современного Ирака) Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался в работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.

       В течение долгого времени Римляне праздновали Новый Год в начале марта, до тех пор, пока в 46 г. до н.э. император Юлий Цезарь не ввел новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался "календы". Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Празднования продолжались несколько дней.

      Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Самхейн от "summer's end" (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин "pin money" (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.

Россия.

        На Руси, в глубокой древности Новый год чаще всего праздновали 1 марта, связывая его с весной – началом возрождения природы. В 1343 году Московский собор постановил считать новолетие, согласно греческому церковному исчислению, с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год весной оказался таким живучим, что исчисление с 1 марта продолжалось еще около 150 лет, и только в 1942 году на Московском соборе окончательно было постановлено считать год с 1 сентября. Это постановление собора было утверждено великим князем Иваном III Васильевичем, и его пришлось соблюдать всем. Праздновать Новый год в сентябре продолжали более 200 лет, последний раз – в 1698 году.Уже в следующем году Петр I, возвратившись из своего путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Началось с того, что последовало категорическое запрещение царя даже дома отмечать 1 сентября по-праздничному.

15 декабря 1699 года на высоком помосте на Красной площади дьяк громко читал указ “О праздновании Нового года”, о том, что “великий государь повелел впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать” не по-старинному с 1 сентября, а с первого января. В конце указа было сказано: “ Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с Генваря в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.” За исполнение настоящего указа установили строгое наблюдение. Петр I сам начал праздник на Красной площади, пустив первую ракету. На другой день царь принимал поздравления с Новым годом и устроил во дворце пышный пир.

Одним из самых любимых традиционных праздников россиян были святки, продолжавшиеся с вечера 24 декабря по 6 января (с Рождества по Крещение). Во время святок был широко распространен обычай ряжения, в котором участвовали и взрослые, и дети.

Как встречают Новый год в разных точках земного шара

      Мусульмане используют лунный календарь, поэтому дата Нового года у мусульман каждый год сдвигается на 11 дней вперед. В Иране (мусульманской стране, которая раньше называлась Персией) Новый год встречают 21 марта. За несколько недель до Нового года люди сажают зерна пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. К Новому Году зерна всходят, что символизирует начало весны и нового года жизни.

       Персидский Новый Год - Навруз Персидский Новый Год отмечается 21 марта - первый день весны, и называется он Навруз (новый день). Это национальный праздник, которому 2500 лет. 21 марта на стол ставят семь маленьньких тарелок, содержимое которых олицетворяет природу: фрукты, пшеница и другие. Также ставят миску с водой с плавающей золотой рыбкой. Обязательно на столе ставят зеркало, несколько раскрашенных яиц (похожих на пасхальные). Всё это приготовление называется Хафт-Син (семь несколько раскрашенных яиц (похожих на пасхальные). Всё это приготовление называется Хафт-Син (семь "С"). Все блюда на столе на персидском начинаются с буквы С. Появление Хафт-Син в этот день, это такой же символ для персидского Нового Года, как ёлка в этот день в России.

       Индусы в зависимости от места проживания празднуют Новый год по-разному. Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых, или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы, небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети должны с закрытыми глазами ждать, пока их не подведут к подносу. В центральной Индии на здания вешают оранжевые флаги. В западной Индии Новый Год празднуется в конце октября. На крышах домов зажигают маленькие огоньки. В Новый год Индусы думают о богине богатства Лакшми.

        Еврейский Новый Год называется Рон Ашана. Это - святое время, когда люди думают о совершенных грехах, и обещают искупить их в следующем году добрыми делами. Детям дарят новую одежду. Люди пекут хлеб и едят фрукты. В последний месяц еврейского года в утренней молитве читают "Слихот" - специальную молитву, в которой говорят о совершенных грехах и просят Бога о прощении. Однако сам Новый Год - это веселый праздник. В Рон Ашана на столе у всех евреев независимо от общины на столе яблоки и мед. У ашкеназских (европейского происхождения)евреев существует традиция есть в Новый Год фаршированную рыбу - гефилте фиш. Первые 10 дней наступившего года - т.н. 10 дней расскаяния - посвящены молитвам о прощении. После этого идет Судный день - в этот день евреи постятся и почти весь день молятся о прощении.

        Во Вьетнаме Новый Год называется "тэт". Его встречают между 21 января и 19 февраля. Точная дата праздника меняется из года в год. Вьетнамцы считают, что в каждом доме живет бог, и в Новый Год этот бог отправляется на небеса, чтобы там рассказать, как провел уходящий год каждый из членов семьи. Когда-то вьетнамцы верили, что бог плавает на спине рыбы карпа. В наше время на Новый год вьетнамцы иногда покупают живого карпа, а потом выпускают его в реку или пруд. Они также полагают, что первый человек, который войдет в их дом в Новом Году, принесет удачу или неудачу в наступающем году. Пробуждение в этот день обязательно должно быть ранним. Женщины носят одежду красных и жёлтых цветов (цвета флага Вьетнама), а мужчины одеты во всё чёрное. День начинается с похода в церковь, где вьетнамцы едят пирожки (пирожки квадратной формы с рисом, фасолью и свининой). Вечером происходят массовые танцы дракона.Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются все обиды. На следующий день обычно бывает большой вьетнамский Тет фестиваль.

В Японии Новый Год празднуется 1 января.
        Зa декаду до 1 января начинаются проводы старого года в форме дружеских встреч, пирушек и т.п. Подготовка к Новому году дает о себе знать ярким убранством магазинных витрин с обязательными ёлкой и Дедом Морозом. В новогоднюю полночь в храмах отбивают 108 ударов. Священники, одетые в парадные одежды, медленно раскачивают подвешенное к потолку тяжелое бревно и ударяют им в большой колокол. С каждым ударом все плохое, что было в прошлом году, должно кануть в вечность и не повторяться. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. В первый день нового года повсюду в храмах происходит ритуальные танцы и моления о том, чтобы Новый год стал для всех удачным, богатым и счастливым.

        Перед входом в дом по обе стороны ставят по сосновому деревцу (чаще большую сосновую ветку), а сзади к ним присоединяют по три среза, молодого бамбука, в южных районах - по ветке цветущей сливы и связывают все это вместе в виде большого букета . Над входом навешивают толстую соломенную веревку, украшенную листьями вечнозеленых растений и особо вырезанными листочками бумаги (гохэй). Посередине подвязывают апельсин, иногда омара, все это символизирует долголетие, здоровье, счастье.

        В первый день все встают рано. Одеваются в новое платье, Особенно красочны платья детей и девушек. Новогоднее меню обязательно включает специальный овощной суп о-дзони с тягучими рисовыми клецками, моти - рисовые лепешки, тосо - сладкую рисовую водку и различные сорта рыбы и овощей, названия которых символизируют здоровье, радость, мужество (или напоминают эти понятия по созвучию). На улицах мальчики пускают больших змеев, на которых изображены герои детских сказок, девочки и девушки играют в японский волан, деревянные ракетки расписаны портретами героев и героинь классических романов и известных актеров. Вечером играют в новогодние карты "хякунин-иссю", состоящие из 100 карт с лучшими стихотворениями поэтов древности.

        Взрослые обмениваются поздравлениями, посылая новогодние почтовые открытки, с изображением того существа, имя которого носит данный год. Родителям, старшим родственникам и вышестоящим по службе принято дарить подарки - сэйбо в знак признательности за их заботу в истекшем году. Торговые фирмы присылают подарки своим постоянным клиентам, обычно продукты или фрукты, нередко -чек универмага, где получатель может сделать покупку по своему вкусу.

        В Новый год в городе не работают 2 и 3 января, а в деревне - почти всю неделю. 2 января на рынок, в магазины и на склады на. разукрашенных грузовиках отправляются "первые товары" ("хацуни"). Кроме того, это день, посвященный науке. Взрослые и дети новыми кистями пишут короткие стихи, поговорки, стараясь изобразить иероглифы как можно красивее.

      Китайский Новый Год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии - самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.

        В Малайзии празднуют китайский новый год. В этот день в Малайзии отдают дань предкам в своих молитвах и только после этих молитв люди преступают непосредственно к самому празднику. Дети должны обязательно сказать определённую фразу своим родителям, дедушкам и бабушкам, и взамен дети получают красный пакет (Гонк Бао) с деньгами.

Лаос

       В Лаосе на Новый год все обливают друг друга водой. Впрочем, это достаточно приятно, поскольку термометр показывает за тридцать градусов – не минус, а плюс: в Даосе Новый год отмечают на смене сезонов – 12-13 апреля, когда изнуренные жарой люди ждут наступления сезонов дождей – отсюда и обычай обливать друг друга… Кстати, сам праздник отмечается не ночью, году в Лхасе начиналась во второй после двенадцатого месяца. Часть населения собиралась, заготовляла вязанки топлива, сопровождая свою работу пением. Топливо предназначалось для новогодних монастырских праздников, когда собиралась в Лхасе до 30 000 только одних монахов. Другие люди устанавливали шесты для флагов на центральных улицах. Дома украшали лентами и гирляндами. Декоративные зонтики и молитвенные флаги, обычно украшающие крыши домов, обновлялись. Предновогодние дни посвящались очистительным церемониям, с тем, чтобы благополучно перейти из старого года в новый, избавившись предварительно от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. Каждая семья в 22-й день 12-го лунного месяца готовит линго – фигурку из теста, к которой прикрепляются кусочки ткани, монетки и другие украшения. Затем члены семьи заклинают злых духов горя и несчастий войти в линго, а в самый последний день года выбрасывают линго из дома на перекресток дорог. В 29-й день 12-го месяца выполняется обряд “сбора сажи”. Сажа, которая накопилась на кухне за прошедший год, осторожно собирается и укладывается в горшок с черной каймой. Собранную сажу вытряхивают из горшка на перекрестке трех дорог, где, согласно народным преданиям, собираются злые духи.

        Иногда злых духов изгоняют из дома таким способом: накануне Нового года обитатели дома обыскивают свое жилище, бегая из комнаты в комнату с зажженными светильниками, тщательно осматривая все углы. Потом они выбегают из дома, как бы преследуя кого-то, крича при этом “Ки-хо-хо!”, затем бегут в конец деревни, где выбрасывают свои светильники.

        В первый день Нового года каждый человек просыпался утром как можно раньше и шел за водой к источнику. А перед этим в доме совершалось воскурение. Зажигались ветки можжевельника и произносилась молитва.

        Когда приносили воду, члены семьи в дом не заходили. Все оставались на улице, где мылись, стриглись, надевали новую одежду. Оставить волосы нестриженными считалось плохой приметой. Умытые и нарядно одетые, они входили в дом и шли либо к алтарю, либо к месту со священными предметами. Там зажигали лампады и совершали благодарственную молитву.

      Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверка на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.

       В Болгария, когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гаснет свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.

        В Румынии в новогодние пироги принято запекать различные маленькие сюрпризы - мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца... Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья. А если перец? Все посмеются над обладателем такой находки, ему же остается только всплакнуть.

       Кубинский Новый год похож на наш, только здесь вместо ёлки наряжают араукарию – местное хвойное растение. Кубинцы перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы пробьют двенадцать, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что старый год счастливо окончился и они желают, чтобы новый год был таким же ясным и чистым, как вода.

       В Бирме Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается "фестивалем воды". На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из различной посуды. При этом никто не остается в обиде: ведь обливание водой - это своего рода пожелание счастья в новом году.

      В Тайланде любят праздновать европейское Рождество и Новый год. 7-дневный январский фестиваль в Паттайе сопровождается красочными парадами, фейерверком, представлениями на плотах, украшенных цветами. Традиционный тайский Новый год - фестиваль Сонгаркан - один из самых любимый и бурно празднуемых по всему Таиланду. Проходит во второй декаде апреля. Сопровождается парадами, красочными представлениями, обливанием водой



        В Швейцарии и Австрии люди наряжаются, чтобы праздновать день Святого Сильвестра. Этот праздник основан на легенде о том, что Римский папа Сильвестр в 314 году н.э. изловил ужасного морского монстра. Считалось, что в 1000-м году этот монстр вырвется на свободу и уничтожит мир. Ко всеобщей радости этого не случилось. С тех пор в Австрии и Швейцарии эту историю вспоминают в Новый Год. Люди наряжаются в маскарадные костюмы и называют себя Сильвестрклаусами.

       В Греции Новый год - это день святого Василия. Святой Василий был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий заполнит ботинки подарками.

      В Шотландии Новый Год называется Hogmanay. Шотландцы зажигают в бочке смолу и катят бочку по улицам. Это символизирует сожжение старого года. После этого позволяют начаться новому году. Шотландцы полагают, что первый человек, который входит в дом в Новый Год приносит счастье или неудачу. Очень хорошей приметой считается, если первым в новый год в дом войдет темноволосый мужчина с подарком.

        25 декабря вся Италия отмечает Рождество. Самый важный момент в обрядности этого праздника – зажжение рождественского полена, которое должно гореть в камине до наступления Нового года. В основе этого обряда лежит очистительное и жизненное значение огня, и идея, что вместе со сгорающим толстым стволом истлевает старый год со всем плохим, что в нем накопилось.

        Следующий большой праздник– Новый Год. В его обрядности много черт, роднящих его как с Рождеством, так и с праздником, который отмечается шестью днями позже (6 января – Крещение Эпифанией). До сих пор в первый день Нового года жители Италии стараются не сердится, не ссориться, не скучать, не оплачивать платежи. В общем, они стремятся провести этот день как можно веселее и благополучнее, чтобы весь год был счастливым. Символом этого праздника считается мифический персонаж - Бефана (искаженное от Epifania) – это что-то вроде феи или ведьмы. Иногда она добрая, т.к. приносит сладости и игрушки. Реже бывает злой и суровой – награждает непослушных детей потухшими углями и золой. Бефана ходит по земле с 1 по 6 января. По одной версии она пребывает на осле, навьюченном тюком подарков. Она привязывает осла у домов, где есть дети. И пока уставшее от тяжелого вьюка животное жует сено, старушка отпирает двери маленьким золотым ключиком, входит в дом и наполняет подарками детские ботиночки, поставленные у входа. По другой версии Бефану приносят звезды. В дом же она проникает через печные трубы, а подарками наполняет детские чулочки, подвешенные к вытяжным колпакам очагов.

       Во Франции существует три основных зимних праздника: Рождество, Н.Г и (день Королей или) Эпифании.

        В рождественские дни принято одаривать подарками детей. В одних провинциях это святой Мартен, а в других – св. Николай, известный как “Отец Ноэль” или “Отец Январь”, он же “Pere Noёl”: в шляпе с широкими полями с посохом в руке он ходит по домам и осведомляется у родителей, были ли их дети послушными. Иногда Пер Ноэля представляют высоким стариком с белой бородой, в меховой шапке и широком красном плаще, отороченном горностаевым мехом или белой кроличьей шкуркой.

        Вера в “магию первого дня” Нового года. определяла приметы, обряды и поведение людей. Считалось, что благополучие в новом году зависит от того, как встретят его. Поэтому Новый Год принято встречать торжественно и празднично.

        Н.Г., так же как и рождество, – семейный праздник, но в этот день обычай быть “в своем гнезде” не соблюдается. В Н.Г. принято ходить в гости, обмениваться подарками, посещать кафе. Одно из любимых новогодних развлечений – лотереи, которые устраивают в кафе. В лотерею можно выиграть индейку, курицу, ягненка или поросенка.

        6 декабря в Бельгии широко отмечается – день св. Николая.Еще задолго до праздника дети пишут письма св. Николаю с просьбой принести желаемый ими подарок.
В канун праздника – 5 дек. св. Николай появляется повсюду. Он высокого роста, имеет длинную седую бороду: одет в красную сутану, на плечи его наброшена белая епископская мантия, а на голове - высокая красная митра (“епископская шапка”, расширяющаяся к верху, закрытая с верху), в руках – золотой посох. Обычно он едет на белом коне, а в южных областях Бельгии – на осле.

        Святого сопровождает слуга – мавр, которого называют Черный Петер, он одет как средневековый паж – в бархатный камзол, короткие брюки, на голове – шляпа с пером. За его спиной висит черный мешок с подарками, а в руках он держит розги для непослушных детей.

        Считают, что св. Николай приходит из страны солнечного света, откуда он приносит детям подарки. В большие города он обычно прибывает на большом пароходе из Испании.

 

 

      В Германии в X-XII в в. одним из более популярных праздников являлся заимствованный у Французов день св. Николая. В средневековье день св. Н. совпадал со школьным праздником, во время которого младшие ученики монастырских школ избирали из своей среды “епископа”. Благодаря этому совпадению день св. Н. постепенно трансформировался в детский праздник с одариванием.

        Вечером 5 дек. появлялся св. Николай- старый добродушный человек с длинной седой бородой, одетый иногда как епископ. В руке он держал розги, а за плечами большой мешок с подарками. Часто св. Николай приносил подарки ночью. Дети, ложась спать, ставили на стол или на подоконник тарелку для подарков или башмаки у печки под дымоходом, через который, по их мнению, присылал он свои дары.

        Рождество – самый большой праздник у немцев, а до XVII в. Рождество совпадало с началом года.

        Ёлка у немцев в том виде, как мы её знаем, начала распространяться с конца XVIII в. (из Эльзаса). До появления ёлки в качестве рождественского дерева дома украшали к Новому Году зелеными ветками. Этот обычай известен с древних времён.

        Сведения о ёлочках, поставленных на столах и украшенных яблоками и сахарными изделиями, восходят к первой половине XVII в. Первые сведения о рождественском деревце со свечами относится ко второй половине XVII в. Это были маленькие деревца со свечами на каждой ветке. Постепенно вместо маленького деревца стали ставить большую ёлку. К XIX в. ёлки появились и на рождественских ярмарках.

        Таким образом, первые ёлки со свечами и украшениями, появились в конце XVII в. и в течение столетия распространились во многих странах.

на главную страницу

Хостинг от uCoz