Новый год стал традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. Обычай праздновать Новый год впервые родился в Месопотамии (Двуречье) по меньшей мере 25 веков назад. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти отмечалось в течение аж 12 дней шествиями, карнавалами и маскарадами. В это время запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Клинописные глиняные таблички рассказывают, что это были дни "необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина". Само слово КАРНАВАЛ, кстати, в переводе с вавилонского означает "корабль-море" и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера). Иудеи, находившиеся в вавилонском плену во время правления Навуходоносора позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию. В этом мифе истоки христианского предания о Георгии, побеждающем дракона (Вот видите! Даже Георгий Победоносец имеет некоторое отношение к празднованию Нового года!). Затем, родившаяся в Вавилоне традиция новогоднего празднования перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы.
В
Древнем Египте Новый
Год праздновался примерно в конце сентября
во время разлива реки Нил. Разлив Нила -
самое важное событие в Египте, без которого
невозможно выращивать зерновые культуры в
пустыне. В Новый Год статуи бога Амона, его
жены – Мут и сына Гора ставили в лодку. В
течение целого месяца сопровождаемая
пением, танцами и весельем, эта лодка
плавала по Нилу, а затем статуи заносили
обратно в храм.
В
Древнем Вавилоне (территория
современного Ирака) Новый год встречали
весной. Во время праздника царь на
несколько дней покидал город. Пока он
отсутствовал, народ веселился и мог делать
все, что вздумается. Через несколько дней
царь и его свита в праздничных одеждах
торжественно возвращались в город, а народ
возвращался в работе. Так каждый год люди
начинали жизнь заново.
В
течение долгого времени Римляне
праздновали Новый Год в начале марта, до тех
пор, пока в 46 г. до н.э. император Юлий Цезарь
не ввел новый календарь (в настоящее время
он называется юлианским). Датой встречи
Нового года стал первый день января. Месяц
январь был назван в честь римского бога
Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы
обращен назад к прошлому году, другой -
вперед к новому. Праздник встречи нового
года назывался "календы". Во время
праздника люди украшали дома и дарили друг
другу подарки и монеты с изображением
двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и
веселились вместе. Римляне делали подарки
императору. Сначала это происходило
добровольно, но со временем императоры
стали требовать подарки на Новый год.
Празднования продолжались несколько дней.
Кельты,
жители Галлии (территория современной
Франции и части Англии) встречали новый год
в конце октября. Праздник назывался Самхейн
от "summer's end" (конец лета). В Новый год
кельты украшали жилище омелой, чтобы
изгнать призраков. Они полагали, что именно
в Новый год духи мертвых являются живым.
Кельты унаследовали много римских традиций,
в том числе требование новогодних подарков
от подданных. Обычно дарили украшения и
золото. Несколько веков спустя благодаря
этой традиции королева Елизавета I накопила
огромную коллекцию вышитых и отделанных
драгоценностями перчаток. В Новый год мужья
давали женам деньги на булавки и другие
безделушки. Эта традиция была забыта к 1800
году, но термин "pin money" (деньги на
булавки) до сих пор используется и
обозначает деньги на мелкие расходы.
На Руси, в глубокой древности Новый год чаще всего праздновали 1 марта, связывая его с весной – началом возрождения природы. В 1343 году Московский собор постановил считать новолетие, согласно греческому церковному исчислению, с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год весной оказался таким живучим, что исчисление с 1 марта продолжалось еще около 150 лет, и только в 1942 году на Московском соборе окончательно было постановлено считать год с 1 сентября. Это постановление собора было утверждено великим князем Иваном III Васильевичем, и его пришлось соблюдать всем. Праздновать Новый год в сентябре продолжали более 200 лет, последний раз – в 1698 году.Уже в следующем году Петр I, возвратившись из своего путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Началось с того, что последовало категорическое запрещение царя даже дома отмечать 1 сентября по-праздничному.
15 декабря 1699 года на высоком помосте на Красной площади дьяк громко читал указ “О праздновании Нового года”, о том, что “великий государь повелел впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать” не по-старинному с 1 сентября, а с первого января. В конце указа было сказано: “ Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с Генваря в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.” За исполнение настоящего указа установили строгое наблюдение. Петр I сам начал праздник на Красной площади, пустив первую ракету. На другой день царь принимал поздравления с Новым годом и устроил во дворце пышный пир.
Одним из самых любимых традиционных
праздников россиян были святки,
продолжавшиеся с вечера 24 декабря по 6
января (с Рождества по Крещение). Во время
святок был широко распространен обычай
ряжения, в котором участвовали и взрослые, и
дети.
Мусульмане
используют лунный календарь, поэтому дата
Нового года у мусульман каждый год
сдвигается на 11 дней вперед. В Иране (мусульманской
стране, которая раньше называлась Персией)
Новый год встречают 21 марта. За несколько
недель до Нового года люди сажают зерна
пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. К
Новому Году зерна всходят, что
символизирует начало весны и нового года
жизни.
Персидский
Новый Год - Навруз Персидский Новый Год
отмечается 21 марта - первый день весны, и
называется он Навруз (новый день). Это
национальный праздник, которому 2500 лет. 21
марта на стол ставят семь маленьньких
тарелок, содержимое которых олицетворяет
природу: фрукты, пшеница и другие. Также
ставят миску с водой с плавающей золотой
рыбкой. Обязательно на столе ставят зеркало,
несколько раскрашенных яиц (похожих на
пасхальные). Всё это приготовление
называется Хафт-Син (семь несколько
раскрашенных яиц (похожих на пасхальные).
Всё это приготовление называется Хафт-Син (семь
"С"). Все блюда на столе на персидском
начинаются с буквы С. Появление Хафт-Син в
этот день, это такой же символ для
персидского Нового Года, как ёлка в этот
день в России.
Индусы
в зависимости от места проживания
празднуют Новый год по-разному. Жители
северной Индии украшают себя цветами
розовых, красных, фиолетовых, или белых
оттенков. В южной Индии матери помещают
сладости, цветы, небольшие подарки на
специальный поднос. Утром нового года дети
должны с закрытыми глазами ждать, пока их не
подведут к подносу. В центральной Индии на
здания вешают оранжевые флаги. В западной
Индии Новый Год празднуется в конце октября.
На крышах домов зажигают маленькие огоньки.
В Новый год Индусы думают о богине
богатства Лакшми.
Еврейский
Новый Год называется Рон Ашана. Это - святое
время, когда люди думают о совершенных
грехах, и обещают искупить их в следующем
году добрыми делами. Детям дарят новую
одежду. Люди пекут хлеб и едят фрукты. В
последний месяц еврейского года в утренней
молитве читают "Слихот" - специальную
молитву, в которой говорят о совершенных
грехах и просят Бога о прощении. Однако сам
Новый Год - это веселый праздник. В Рон Ашана
на столе у всех евреев независимо от общины
на столе яблоки и мед. У ашкеназских (европейского
происхождения)евреев существует традиция
есть в Новый Год фаршированную рыбу -
гефилте фиш. Первые 10 дней наступившего
года - т.н. 10 дней расскаяния - посвящены
молитвам о прощении. После этого идет
Судный день - в этот день евреи постятся и
почти весь день молятся о прощении.
Во
Вьетнаме Новый Год
называется "тэт". Его встречают между 21
января и 19 февраля. Точная дата праздника
меняется из года в год. Вьетнамцы считают,
что в каждом доме живет бог, и в Новый Год
этот бог отправляется на небеса, чтобы там
рассказать, как провел уходящий год каждый
из членов семьи. Когда-то вьетнамцы верили,
что бог плавает на спине рыбы карпа. В наше
время на Новый год вьетнамцы иногда
покупают живого карпа, а потом выпускают
его в реку или пруд. Они также полагают, что
первый человек, который войдет в их дом в
Новом Году, принесет удачу или неудачу в
наступающем году. Пробуждение в этот день
обязательно должно быть ранним. Женщины
носят одежду красных и жёлтых цветов (цвета
флага Вьетнама), а мужчины одеты во всё
чёрное. День начинается с похода в церковь,
где вьетнамцы едят пирожки (пирожки
квадратной формы с рисом, фасолью и
свининой). Вечером происходят массовые
танцы дракона.Новый год встречают ночью. С
наступлением сумерек вьетнамцы разводят
костры в парках, садах или на улицах, у
костров собираются несколько семей. На
углях готовятся особые лакомства из риса. В
эту ночь забываются все ссоры, прощаются
все обиды. На следующий день обычно бывает
большой вьетнамский Тет фестиваль.
В Японии
Новый Год празднуется 1 января.
Зa
декаду до 1 января начинаются проводы
старого года в форме дружеских встреч,
пирушек и т.п. Подготовка к Новому году дает
о себе знать ярким убранством магазинных
витрин с обязательными ёлкой и Дедом
Морозом. В новогоднюю полночь в храмах
отбивают 108 ударов. Священники, одетые в
парадные одежды, медленно раскачивают
подвешенное к потолку тяжелое бревно и
ударяют им в большой колокол. С каждым
ударом все плохое, что было в прошлом году,
должно кануть в вечность и не повторяться. В
момент начала нового года японцы начинают
смеяться. Они верят, что смех принесет им
удачу в приходящем году. В первый день
нового года повсюду в храмах происходит
ритуальные танцы и моления о том, чтобы
Новый год стал для всех удачным, богатым и
счастливым.
Перед входом в дом по обе стороны ставят по сосновому деревцу (чаще большую сосновую ветку), а сзади к ним присоединяют по три среза, молодого бамбука, в южных районах - по ветке цветущей сливы и связывают все это вместе в виде большого букета . Над входом навешивают толстую соломенную веревку, украшенную листьями вечнозеленых растений и особо вырезанными листочками бумаги (гохэй). Посередине подвязывают апельсин, иногда омара, все это символизирует долголетие, здоровье, счастье.
В первый день все встают рано. Одеваются в новое платье, Особенно красочны платья детей и девушек. Новогоднее меню обязательно включает специальный овощной суп о-дзони с тягучими рисовыми клецками, моти - рисовые лепешки, тосо - сладкую рисовую водку и различные сорта рыбы и овощей, названия которых символизируют здоровье, радость, мужество (или напоминают эти понятия по созвучию). На улицах мальчики пускают больших змеев, на которых изображены герои детских сказок, девочки и девушки играют в японский волан, деревянные ракетки расписаны портретами героев и героинь классических романов и известных актеров. Вечером играют в новогодние карты "хякунин-иссю", состоящие из 100 карт с лучшими стихотворениями поэтов древности.
Взрослые обмениваются поздравлениями, посылая новогодние почтовые открытки, с изображением того существа, имя которого носит данный год. Родителям, старшим родственникам и вышестоящим по службе принято дарить подарки - сэйбо в знак признательности за их заботу в истекшем году. Торговые фирмы присылают подарки своим постоянным клиентам, обычно продукты или фрукты, нередко -чек универмага, где получатель может сделать покупку по своему вкусу.
В Новый год в
городе не работают 2 и 3 января, а в деревне -
почти всю неделю. 2 января на рынок, в
магазины и на склады на. разукрашенных
грузовиках отправляются "первые товары"
("хацуни"). Кроме того, это день,
посвященный науке. Взрослые и дети новыми
кистями пишут короткие стихи, поговорки,
стараясь изобразить иероглифы как можно
красивее.
Китайский
Новый Год празднуется между 17 января и 19
февраля, во время новолуния. Уличные
процессии - самая захватывающая часть
праздника. Тысячи фонарей зажигаются во
время процессий, чтобы осветить путь в
Новый Год. Китайцы считают, что новый год
окружен злыми духами. Поэтому они
отпугивают их хлопушками и петардами.
Иногда китайцы заклеивают окна и двери
бумагой, чтобы не впускать злых духов.
В
Малайзии празднуют
китайский новый год. В этот день в Малайзии
отдают дань предкам в своих молитвах и
только после этих молитв люди преступают
непосредственно к самому празднику. Дети
должны обязательно сказать определённую
фразу своим родителям, дедушкам и бабушкам,
и взамен дети получают красный пакет (Гонк
Бао) с деньгами.
В Лаосе на Новый год все обливают друг друга водой. Впрочем, это достаточно приятно, поскольку термометр показывает за тридцать градусов – не минус, а плюс: в Даосе Новый год отмечают на смене сезонов – 12-13 апреля, когда изнуренные жарой люди ждут наступления сезонов дождей – отсюда и обычай обливать друг друга… Кстати, сам праздник отмечается не ночью, году в Лхасе начиналась во второй после двенадцатого месяца. Часть населения собиралась, заготовляла вязанки топлива, сопровождая свою работу пением. Топливо предназначалось для новогодних монастырских праздников, когда собиралась в Лхасе до 30 000 только одних монахов. Другие люди устанавливали шесты для флагов на центральных улицах. Дома украшали лентами и гирляндами. Декоративные зонтики и молитвенные флаги, обычно украшающие крыши домов, обновлялись. Предновогодние дни посвящались очистительным церемониям, с тем, чтобы благополучно перейти из старого года в новый, избавившись предварительно от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. Каждая семья в 22-й день 12-го лунного месяца готовит линго – фигурку из теста, к которой прикрепляются кусочки ткани, монетки и другие украшения. Затем члены семьи заклинают злых духов горя и несчастий войти в линго, а в самый последний день года выбрасывают линго из дома на перекресток дорог. В 29-й день 12-го месяца выполняется обряд “сбора сажи”. Сажа, которая накопилась на кухне за прошедший год, осторожно собирается и укладывается в горшок с черной каймой. Собранную сажу вытряхивают из горшка на перекрестке трех дорог, где, согласно народным преданиям, собираются злые духи.
Иногда злых духов изгоняют из дома таким способом: накануне Нового года обитатели дома обыскивают свое жилище, бегая из комнаты в комнату с зажженными светильниками, тщательно осматривая все углы. Потом они выбегают из дома, как бы преследуя кого-то, крича при этом “Ки-хо-хо!”, затем бегут в конец деревни, где выбрасывают свои светильники.
В первый день Нового года каждый человек просыпался утром как можно раньше и шел за водой к источнику. А перед этим в доме совершалось воскурение. Зажигались ветки можжевельника и произносилась молитва.
Когда приносили
воду, члены семьи в дом не заходили. Все
оставались на улице, где мылись, стриглись,
надевали новую одежду. Оставить волосы
нестриженными считалось плохой приметой.
Умытые и нарядно одетые, они входили в дом и
шли либо к алтарю, либо к месту со
священными предметами. Там зажигали
лампады и совершали благодарственную
молитву.
Новый
год в Монголии
совпадает с праздником скотоводства,
поэтому для него характерны спортивные
состязания, проверка на ловкость и смелость.
Так же как и народы Европы, монголы
встречают Новый год у елки, к ним тоже
приходит Дед Мороз, но
в одежде скотовода.
В
Болгария, когда люди
собираются у праздничного стола, во всех
домах на три минуты гаснет свет. Эти минуты
называют минутами новогодних поцелуев,
тайну которых сохраняет темнота.
В
Румынии в новогодние
пироги принято запекать различные
маленькие сюрпризы - мелкие деньги,
фарфоровые фигурки, колечки, стручки
горького перца... Если найдешь в пироге
кольцо, то, по старинному поверью, это
означает, что новый год принесет тебе много
счастья. А если перец? Все посмеются над
обладателем такой находки, ему же остается
только всплакнуть.
Кубинский
Новый год похож на наш, только здесь вместо
ёлки наряжают араукарию – местное хвойное
растение. Кубинцы перед Новым годом
наполняют бокалы водой, а когда часы
пробьют двенадцать, выплескивают ее через
открытое окно на улицу в знак того, что
старый год счастливо окончился и они желают,
чтобы новый год был таким же ясным и чистым,
как вода.
В
Бирме Новый год
наступает в самое жаркое время года,
поэтому его приход отмечается "фестивалем
воды". На улицах городов и сел люди при
встрече поливают друг друга водой из
различной посуды. При этом никто не
остается в обиде: ведь обливание водой - это
своего рода пожелание счастья в новом году.
В
Тайланде любят праздновать
европейское Рождество и Новый год. 7-дневный
январский фестиваль в Паттайе
сопровождается красочными парадами,
фейерверком, представлениями на плотах,
украшенных цветами. Традиционный тайский
Новый год - фестиваль Сонгаркан - один из
самых любимый и бурно празднуемых по всему
Таиланду. Проходит во второй декаде апреля.
Сопровождается парадами, красочными
представлениями, обливанием водой
В Швейцарии
и Австрии люди наряжаются,
чтобы праздновать день Святого Сильвестра.
Этот праздник основан на легенде о том, что
Римский папа Сильвестр в 314 году н.э. изловил
ужасного морского монстра. Считалось, что в
1000-м году этот монстр вырвется на свободу и
уничтожит мир. Ко всеобщей радости этого не
случилось. С тех пор в Австрии и Швейцарии
эту историю вспоминают в Новый Год. Люди
наряжаются в маскарадные костюмы и
называют себя Сильвестрклаусами.
В
Греции Новый год - это
день святого Василия. Святой Василий был
известен своей добротой, и греческие дети
оставляют свои ботинки у камина в надежде,
что Святой Василий заполнит ботинки
подарками.
В
Шотландии Новый Год
называется Hogmanay. Шотландцы зажигают в бочке
смолу и катят бочку по улицам. Это
символизирует сожжение старого года. После
этого позволяют начаться новому году.
Шотландцы полагают, что первый человек,
который входит в дом в Новый Год приносит
счастье или неудачу. Очень хорошей приметой
считается, если первым в новый год в дом
войдет темноволосый мужчина с подарком.
25 декабря вся Италия отмечает Рождество. Самый важный момент в обрядности этого праздника – зажжение рождественского полена, которое должно гореть в камине до наступления Нового года. В основе этого обряда лежит очистительное и жизненное значение огня, и идея, что вместе со сгорающим толстым стволом истлевает старый год со всем плохим, что в нем накопилось.
Следующий
большой праздник– Новый Год. В его
обрядности много черт, роднящих его как с
Рождеством, так и с праздником, который
отмечается шестью днями позже (6 января –
Крещение Эпифанией). До сих пор в первый
день Нового года жители Италии стараются не
сердится, не ссориться, не скучать, не
оплачивать платежи. В общем, они стремятся
провести этот день как можно веселее и
благополучнее, чтобы весь год был
счастливым. Символом этого праздника
считается мифический персонаж - Бефана (искаженное
от Epifania) – это что-то вроде феи или ведьмы.
Иногда она добрая, т.к. приносит сладости и
игрушки. Реже бывает злой и суровой –
награждает непослушных детей потухшими
углями и золой. Бефана ходит по земле с 1 по 6
января. По одной версии она пребывает на
осле, навьюченном тюком подарков. Она
привязывает осла у домов, где есть дети. И
пока уставшее от тяжелого вьюка животное
жует сено, старушка отпирает двери
маленьким золотым ключиком, входит в дом и
наполняет подарками детские ботиночки,
поставленные у входа. По другой версии
Бефану приносят звезды. В дом же она
проникает через печные трубы, а подарками
наполняет детские чулочки, подвешенные к
вытяжным колпакам очагов.
Во Франции существует три основных зимних праздника: Рождество, Н.Г и (день Королей или) Эпифании.
В рождественские дни принято одаривать подарками детей. В одних провинциях это святой Мартен, а в других – св. Николай, известный как “Отец Ноэль” или “Отец Январь”, он же “Pere Noёl”: в шляпе с широкими полями с посохом в руке он ходит по домам и осведомляется у родителей, были ли их дети послушными. Иногда Пер Ноэля представляют высоким стариком с белой бородой, в меховой шапке и широком красном плаще, отороченном горностаевым мехом или белой кроличьей шкуркой.
Вера в “магию первого дня” Нового года. определяла приметы, обряды и поведение людей. Считалось, что благополучие в новом году зависит от того, как встретят его. Поэтому Новый Год принято встречать торжественно и празднично.
Н.Г., так же как и
рождество, – семейный праздник, но в этот
день обычай быть “в своем гнезде” не
соблюдается. В Н.Г. принято ходить в гости,
обмениваться подарками, посещать кафе. Одно
из любимых новогодних развлечений –
лотереи, которые устраивают в кафе. В
лотерею можно выиграть индейку, курицу,
ягненка или поросенка.
6
декабря в Бельгии
широко отмечается – день св. Николая.Еще
задолго до праздника дети пишут письма св.
Николаю с просьбой принести желаемый ими
подарок.
В канун праздника – 5 дек. св. Николай
появляется повсюду. Он высокого роста,
имеет длинную седую бороду: одет в красную
сутану, на плечи его наброшена белая
епископская мантия, а на голове - высокая
красная митра (“епископская шапка”,
расширяющаяся к верху, закрытая с верху), в
руках – золотой посох. Обычно он едет на
белом коне, а в южных областях Бельгии – на
осле.
Святого сопровождает слуга – мавр, которого называют Черный Петер, он одет как средневековый паж – в бархатный камзол, короткие брюки, на голове – шляпа с пером. За его спиной висит черный мешок с подарками, а в руках он держит розги для непослушных детей.
Считают,
что св. Николай приходит из страны
солнечного света, откуда он приносит детям
подарки. В большие города он обычно
прибывает на большом пароходе из Испании.
В Германии в X-XII в в. одним из более популярных праздников являлся заимствованный у Французов день св. Николая. В средневековье день св. Н. совпадал со школьным праздником, во время которого младшие ученики монастырских школ избирали из своей среды “епископа”. Благодаря этому совпадению день св. Н. постепенно трансформировался в детский праздник с одариванием.
Вечером 5 дек. появлялся св. Николай- старый добродушный человек с длинной седой бородой, одетый иногда как епископ. В руке он держал розги, а за плечами большой мешок с подарками. Часто св. Николай приносил подарки ночью. Дети, ложась спать, ставили на стол или на подоконник тарелку для подарков или башмаки у печки под дымоходом, через который, по их мнению, присылал он свои дары.
Рождество – самый большой праздник у немцев, а до XVII в. Рождество совпадало с началом года.
Ёлка у немцев в том виде, как мы её знаем, начала распространяться с конца XVIII в. (из Эльзаса). До появления ёлки в качестве рождественского дерева дома украшали к Новому Году зелеными ветками. Этот обычай известен с древних времён.
Сведения о ёлочках, поставленных на столах и украшенных яблоками и сахарными изделиями, восходят к первой половине XVII в. Первые сведения о рождественском деревце со свечами относится ко второй половине XVII в. Это были маленькие деревца со свечами на каждой ветке. Постепенно вместо маленького деревца стали ставить большую ёлку. К XIX в. ёлки появились и на рождественских ярмарках.
Таким образом, первые ёлки со свечами и украшениями, появились в конце XVII в. и в течение столетия распространились во многих странах.